ХУСАИНОВА Г.Р., ЮЛДЫБАЕВАГ.В. ЛЕГЕНДЫ О ПЕЩЕРЕ ШУЛЬГАН-ТАШ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАПИСИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕДИЦИИ 2009 г.)

С 30 мая по 6 июня состоялась очередная экспедиция фольклористов по сбору материалов в Бурзянский район. Научными сотрудниками Института истории, языка и литературы УНЦ РАН за указанный период исследованы 11 деревень. Предварительный анализ материала показал, что некоторые традиционные жанры башкирского фольклора продолжают свое бытование. Особенно богатым оказался раздел легенд и преданий. Естественно, многие образцы легенд и преданий уже опубликованы в томах научного свода «Башкирское народное творчество», но для нас важно, что их можно услышать из уст информантов сегодня, в начале ХХ1 века. Тем более имеются ранее не зафиксированные и неопубликованные тексты, которые можно будет ввести в научный оборот.

 

Так, в деревне Гадельгареево от Ишмуратовой Флюзы Юмагужевны (1965года рождения) записаны интересные образцы несказочной прозы. О происхождении названия деревни Шулган (официальное название – Гадельгареево) она услышала легенду от Хайбуллы бабай, который «очень много знал такие истории», как подчеркнул информант. Легенда гласит: «Жил один богатый человек. Он был очень злой. Односельчане боялись даже произносить его имя и меж собой, когда речь заходила о нем, называли его «шул бай» (тот богач – Х.Г.). Однажды этот бай утонул на реке. Эту реку начали называть «Шул улгэн» (Тот умер – Х.Г., Ю.Г.), это же название дало имя деревне. Река, в которой утонул бай, исчезает в подземелье, потом появляется из пещеры. Поэтому и пещера называется «Шулган. Таким образом, и река Шулган, и деревня Шулган, и пещера Шулган связаны с одним именем».

 

Вторая легенда, которую она рассказала, тоже очень интересна: «Когда мы были маленькими, пещеру называли «таш өй». Взрослые, с которыми мы заходили в пещеру, говорили, что в ней будто бы жили люди. Возле стены в пещере есть ровный камень, туда ложили книги, библиотека была, а большой зал, он тоже был ровненький, был их танцевальным залом. Там они веселились. Обо всем этом я слышала от взрослых». Среди опубликованных материалов такие сведения не обнаружены. Экскурсоводы в пещере об этой версии легенды тоже не упоминают.

 

Другой информант из упомянутой деревни сказала, что таш өй имеет своего хозяина. Его редко можно увидеть либо как тень человека, либо как тень коня» и «Возле Йылкысыкканкуль после двенадцати часов ночи хозяин озера показался тенью коня пегой масти с серой спиной». Про хозяина пещеры посчастливилось записать еще одну легенду: «В последнее время на рассвете часто можно увидеть хозяина таш ой на Акбузате, говорят. Он чем-то очень недоволен» и «Хозяина пещеры всегда можно увидеть внутри пещеры. Если поднять голову наверх, на потолке пещеры на тебя смотрят два глаза. Это и есть хозяин таш ой».

 

Существует еще одна версия легенды о хозяине таш өй: «Раньше многие говорили, что у пещеры есть хозяин, и он порою выходит из своего каменного дома, гуляет. От своей мамы я слышала такую легенду: «Нас было трое, мы ходили в тех местах, устали и решили отдохнуть на берегу озера Шульган. Только сели, вдруг из пещеры верхом на коне вышел седобородой старик, он был хорошо одет: белая чалма, казакин, блестящие сапоги, у коня стремя, уздечки из серебра. Вышел старик, увидел нас и повернул назад, в пещеру. Мы прочитали молитву, оставили хәйер(милостыню) и ушли. Больше никто из нас того старика не видел».

 

По рассказам информантов, раньше люди постоянно видели хозяина пещеры на берегу этого озера то в образе волка, то птицы, но теперь, давно уже, его никто не видит.

 

В опубликованных источниках содержание легенды «Йылкысыкканкуль» связано с историей о том, что одному егету понравилась собака местного охотника. За собаку он обещал табун лошадей, которых выведет из озера. Он сдержал свое слово. Лошади эти были пегой масти с серой спиной. Местное население и сегодня уверено, что лошади названной породы вышли из озера Йылкысыкканкуль.Второй вариант легенды “Йылкысыкканкуль”,.записанный нами от Ишмуратовой Ф.Ю., очень напоминает эпос “Акбузат”: “Один юноша-охотник каждый день приходил к озеру пострелять птицу. Однажды, когда он пришел, на озере плавала красивая утка, Только егет хотел застрелить ее, она заговорила:”Ты, егет, не стреляй в меня. Я за это подарю тебе табун лошадей”. Егет не очень в это поверил, но решил проверить. Утка сказала ему: “Не оборачивайся назад, иди прямо домой”. Потом еще раз предупредила:”Только не оборачивайся”. Егет отправился домой. Немного погодя он услышал ржание лошадей, топот копыт. Не выдержал, обернулся и увидел, что из озера выходят лошади (У нескольких людей в деревне есть лошади пегой масти. Считают, что эти лошади вышли из озера Йылкысыкканкуль). Егет поторопился (нарушил запрет – Х.Г.), все лошади не успели выйти. Тем не менее лошади, успевшие наступить на землю, пошли за егетом. Таким образом, озеро, откуда вышли лошади, называют Йылкысыкканкуль”.

 

Третий вариант легенды более прост по сюжету. Герой легенды, пастух, получает табун лошадей, стадо коров со дна озера не в дар, и не в качестве приданого жены, а случайно: “Как-то раз пастух услышал голос: “Иди вперед по дороге и не оглядывайся!” Егет пошел по дороге в сторону деревни. Не выдержал, через какое-то время оглянулся назад и увидел, что за ним идет табун лошадей. На землю успела выйти только часть скота, половина ушла обратно на дно озера. Последним должен был выйти на берег Акбузат. Егет не выполнил поставленного условия, и Акбузат остался на дне озера”.

 

Таким образом, оказывается, существует несколько вариантов легенд о выходе лошадей из Йылкысыкканкуль.

 

Интересно то, что местные жители верят в то, что раз в году из озера и теперь выходят лошади. По утверждению нашего великолепного информанта Ишмуратовой Ф.Ю. одна бабушка, которая жила в деревне Акбулатово. говорила: “В одинь день года и сейчас из озера Йылкысыкканкуль выходят лошади. Я сама лично наблюдала. Только надо знать день и время дня, чтобы увидеть это”.

 

Материалы экспедиции, записанные фольклористами летом 2009 года, позволяют с уверенностью утверждать, что в народной памяти еще живы легенды об удивительных местах Бурзянского края и они будут интересны всем, кто посетит этот замечательный уголок Башкортостана.