ХУСАИНОВА Г.Р. О СОВРЕМЕННЫХ ЗАПИСЯХ БАШКИРСКОГО ФОЛЬКЛОРА: МИФОЛОГИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ - Республиканский центр народного творчества РБ
ХУСАИНОВА Г.Р. О СОВРЕМЕННЫХ ЗАПИСЯХ БАШКИРСКОГО ФОЛЬКЛОРА: МИФОЛОГИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ

Известный российский ученый Е.М. Мелетинский утверждает, что «события уходящего ХХ в. показали, что наука не может вытеснить мифологию, т.к. наука не разрешает такие общие метафизические проблемы как смысл жизни, цель истории, тайна смерти и т.п., а мифология претендует на их разрешение» [15, с. 17]. В фольклористической науке мифология всегда занимала и занимает важное место. В связи с этим фиксация мифологических рассказов во время экспедиций всегда остается ключевой задачей. Для башкирских фольклористов в данное время она важна еще и тем, что в рамках научного свода «Башкирское народное творчество» запланирована подготовка тома, состоящего из мифологических рассказов, поэтому во время экспедиций нами обращается большое внимание на выявление материала по указанному жанру.

 

Данный раздел экспедиционных материалов по объему обычно бывает небольшой, но довольно интересный. Собирательский опыт показывает, что у башкир почти повсеместно сохранились рассказы о «йорт эйәһе -хозяине дома», “аҙбар эйәһе- хозяине двора” , “һыу эйәһе – хозяине воды” и др. В основном функции названных персонажей одинаковы во всех регионах Башкортостана. Так, “хозяин дома” – это тот, кто будит свою хозяйку стуком в окно, когда корова телится, а “хозяин двора” бьет скотину, если она ему не нравится и заплетает косу из гривы лошади, если наоборот, и “хозяйка воды” время от времени забирает в жертву человека. Основные сюжеты о названных выше персонажах таковы, но в некоторых регионах обнаруживаются и свои особенности. Например, уроженка Чекмагушевского района [1] слышала, что “хозяин дома” бывает не один, а целых три и что один из них живет в прихожей, другой – на кухне, а третий - в спальне”. Вообще считается, что он дома бывает один. Разногласия бывают в том, что некоторые считают его вредным, а некоторые, в том числе и северные башкиры, безвредным. Так, в Бураевском, Татышлинском, Зилаирском районах народ уверен в том, что “хозяин дома” должен быть, он нужен и при переезде в новый дом его обязательно надо позвать с собой. В свою очередь, якобы, новые жильцы тоже деликатно должны “гнать” “хозяина дома”: “Не сердись, уходи с прежними хозяевами. Мы пригласили к нам своего “хозяина дома”. Он очень спокойный. Наш охранник”[2]. Другой информант [3] тоже говорит, что при переезде в новый дом необходимо позвать “хозяина дома” с собой. Но она еще добавила, что “хозяин дома” если не любит своих хозяев, губит их. Дом остается пустой. Если же любит, то помогает им как может.

 

Как бы в подтверждение слов предыдущего информанта, от другого [4] был записан следующий текст: “Мы маленькие были. Играли на улице. В это время услышали стук в окно изнутри дома. (А мы знали, что кроме новорожденного ребенка дома никого нет). Мальчик, игравший с нами, который жил в этом доме, побежал к маме в поле и привел ее. Оказывается, хозяин дома, обеспокоенный тем, что новорожденного оставили дома одного, постучал в окно. Потом этот ребенок заболел и умер”. Значит, “хозяин дома” в данном случае хотел напомнить, что дома без присмотра оставлен новорожденный, а по поверьям башкир, новорожденного до 40 дней от роду нельзя оставлять дома одного.

 

Юго-восточные башкиры думают, что основная функция “хозяина дома” заключается не только в извещении о том, что корова отелилась или овца ягненка принесла, но и в предупреждении о грядущей беде: “в преддверии беды хозяин дома беспокоится. Вообще он должен ходить в гостевой комнате. Если же он ходит на кухне и гремит ложками, то из дома выйдет покойник”[9], об опасности: “однажды я затопил печь и заснул. В какой-то момент открываю глаза и вижу: женщина в длинном белом платье, с распущенными длинными светлыми волосами стоит и ворошит угли в печи. Она дала мне знать, что огонь в печке потух” [9]; “среди ночи кто-то толкнул меня в бок. Я проснулся и посмотрел в окно. Вижу: провод от сарая к бане - в огне. Я предотвратил пожар, благодаря “хозяину дома” [10]. “Хозяин дома”, по представлениям башкир, бывает в разных обликах: волосатый мужчина, седобородый старик. близкий родственник (муж, свекровь, сын и др.), змея, кошка. Он также может быть молодым или старым: “У одного парня спросили: “Почему ты у бабушки не спишь?”. Он ответил: “Хозяин дома” у бабушки молодой, балуется, спать не дает, а у дяди Идриса я спокойно сплю, их хозяин дома пожилой” [11].

 

Интересны сведения южных башкир о “хозяине дома”: Один информант связывает действия “хозяина дома” с исламом. Так, если обычно говорят, что он стучит в окно, когда корова телится, в данном случае ”хозяин дома стучит в окно, если я опаздываю на намаз”, “хозяин дома образованнее нас. Если мы читаем, они читают больше нас” (имеется в виду намаз, молитвы.– Х.Г.) [14]. Видимо, это связано с тем, что информант очень религиозный человек, выполняющий предписания ислама. Она также утверждает, что если дома что-то теряешь, надо обращаться к хозяину дома и утерянная вещь найдется.

 

Информанты еще говорят, что “хозяин дома” невидимый, но в то же время он кушает, ходит. Например один информатор [5] сказал: “хозяин дома” ночью ходит, кушает”, а другая – “после того, как корова отелится, в маленькую посуду надо налить молоко и повесить во дворе. Это еда “хозяину двора”.

 

О “хозяине воды” северные башкиры говорят следующее: “хозяин воды” кричит и забирает человека”[6];“хозяин воды” в Таныпе каждый год забирает человека в то время, когда люди окучивают картошку (в других районах не зафиксирована информация о времени забирания жертвы. Это особенность фольклора северных башкир республики – Х.Г.). Человек со стороны реки слышит странный шум. Из огорода бежит в сторону реки на этот шум и тонет. Бык воды кричит и забирает человека. У нас говорят: “Бык воды кричит. [5]. В последнем случае интересен персонаж “бык воды”. Во время встреч с информантами приходилось слышать выражения “һыу эйәһе – хозяин воды”, “һыу инәһе – мать воды”, “һыу үкерә - вода кричит”, но выражение “һыу үгеҙе - бык воды” зафиксировано впервые.Но нет сомнения в том, что это древний персонаж, потому что в мифологии башкир это довольно известный персонаж.

 

У башкир, в том числе и северных, существует поверье о том, что “землю держит бык на рогах. Если бык шевелится, вода волнуется, происходит землетрясение”[7], а у другого информанта сведения были шире: “Земля состоит из семи слоев. Вначале вся земля была покрыта водой. Бог создал землю. Земля держится на рогах быка, бык – на усах рыбы, усы рыбы – в темноте. Поэтому жизнь человека пролетает как ветер”[8]. Возможно об этом быке и идет речь, когда говорят, что “бык воды” кричит и забирает человека.

 

У башкир запрещается идти за водой после заката солнца, ибо в колодце в это время якобы вода превращается в кровь, но человек этого не видит. Юго-восточные башкиры же думают, что если после заката солнца пойдешь за водой, хозяин воды пошлет тебе болезнь, потому что “после заката солнца все болезни спускаются в воду и остаются в ней до восхода солнца” [13].

 

В народе существует миф о том, что мачеха издевалась над падчерицей и та однажды, когда мачеха заставила таскать ее воду в бочку без дна, умоляла луну забрать ее. Ее желание сбылось и с тех пор на луне стоит девушка с коромыслами. Так объясняет народ пятна на луне. В Бурзянском районе один информант рассказывает другую версию мифа: после рождения сына родители, якобы, обижали девочек-двойняшек, которые просили Аллаха забрать их к себе и он забрал их на небо, в рай. Одну девочку он отправил на луну, другую превратил в звезду”[12].

 

Для башкир (ен-бэрей)джин, шайтан – вредные существа. От них человек болеет, его парализует. ”В соседней деревне, -рассказывает информант, - одна молодая женщина топила баню.Откуда не возьмись – под ногами оказалась собака. Женщина ударила ее палкой, а это,оказывается, джин превратился в собаку. Женщину нашли под лежанкой в бане, правда, живую.” Она добавила также “Джин может принять любой облик – собаки, кошки и т.д. Если джин поменяет ребенка, то он становится больным и не растет” [8], поэтому,как уже говорилось выше, новорожденного ребенка до 40 дней от роду не оставляют дома одного.

 

Таким образом, мифологические рассказы башкир довольно интересны и своеобразны. Как видно из материала, есть общие моменты со сведениями башкир других регионов, есть и отличия. Самое интересное:мифологические рассказы активно бытуют и хорошо сохраняются в памяти башкирского народа.

 

Примечания*

 

1. Шакирова Зульфия Маскуровна, 1964 г.р., татарка, уроженка Чекмагушевского района.
2. Мифтахова Лилия Рауисовна, 1961 г.р., башкирка (дер. Новое Тазларово Бураевского р-на).
3. Бадретдинова Хамида Хакимьяновна, 1937 г.р., башкирка (дер. Старотазларово Бураевского р-на).
4. Назметдинов Фахретдин Гарфетдинович,1927 г.р.,башкир (дер. Старое Бикметово Бураевского р-на).
5. Мухаярова Райса Шафигулловна, 1924 г.р., башкирка (дер. Минни Бураевского р-на).
6. Галлямова Наиля Ангамовна, 1970 г.р., башкирка, высшее образование (дер. Старое Бикметово Бураевского р-на).
7. Латыпова Лутфикамал Аллаяровна, 1921 г.р., татарка (дер. Кашкалево Бураевского р-на).
8. Гареева Маруаза Садрисламовна, 1919 г.р., башкирка, образование 4 класса (дер. Кашкалево Бураевского р-на).
9. Маликова Роза Хажгалеевна, 1947 г.р.. башкирка, образование среднее (дер. Гадельгареево Бурзянского р-на).
10. Нуриев Сабитьян Ахмадуллович, 1937 г.р.. башкир, образование 7 классов (дер. Кунакбаево Учалинского р-на).
11. Кагарманова Сагида Хамзиевна, 1927 г.р.,башкирка. Образование 7 классов (дер Байгазино Бурзянского р-на).
12. Бейембетова Сахипьямал Мухамадиевна, 1925 г.р., башкирка, без образования (дер. Атиково Бурзянского района).
13. Таипова Сарвар Мухаметьяновна, 1939 г.р, башкирка, образование 7 классов (дер. Магадеево Бурзянского района).
14. Галина Буртекбика Гиниятовна, 1929 г.р., башкирка (дер. Исянгильдино Хайбуллинского р-на).
15. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. Курс лекций “Теория мифа и историческая поэтика”. М.: Российск. Гос. Гуманит. Ун-т, 2000. 170 с.