Трансформационные процессы, происходящие в современном мире - Республиканский центр народного творчества РБ
Трансформационные процессы, происходящие в современном мире

Трансформационные процессы, происходящие в современном мире, демократизация общественных отношений, обусловливает формирование качественно иной социокультурной системы на основе новых ценностных ориентаций, идей, принципов и стандартов, которая стала отвергать прежде устоявшиеся нравственные идеи и моральные принципы общественного развития. В этой связи проблемы, связанные с воспитанием человека и формированием его как личности, его духовное развитие, приобретает особую актуальность.

 

Формирование ценностных ориентаций современной молодёжи, как самой динамичной части общества, является одной из важнейших проблем которым обращаются ученые обществоведы. Однако эта проблема в последние годы исследуется все меньше. Наиболее мало изученным аспектом данной проблемы остаются вопросы о сущности и особенностях национальных ценностей и формирование ценностных ориентаций современной молодежи и воздействие на это культурных институтов как национальное искусство.

 

Общественные и государственные институты хотят видеть молодежь нравственной, ценящей свою родину и историю, высококультурной, образованной, инновационной, предприимчивой, здоровой. Именно поэтому в любом обществе и государстве ценностные ориентации личности, молодёжи оказываются объектом воспитания и целенаправленного воздействия общества и государства; а процесс их образования - важным направлением молодёжной политики по осуществлению духовно-нравственного, патриотического воспитания молодежи.

 

Искусство - это один из важнейших элементов национальной культуры и является важнейшей национальной ценностью. В нем заложено духовное составляющее национальных ценностей и ценностных ориентаций человека. Нельзя не согласиться с мнением Г. Ломидзе, который отмечает, что «не существует подлинной культурной ценности без национальных красок, без национального колорита». Основной задачей национальной культуры и искусства по нашему мнению, является сохранение, приумножение национальных ценностей и формирование национальных ценностных ориентаций у молодежи.

 

Любая национальная культура живет ценностями, а искусство консолидирует в себе эти духовные ценности, одновременно само являясь ценностью, средством трансляции ценностей и общечеловеческого коммуникативного обмена. Национальную культуру следует рассматривать как совокупность накопленных нацией ценностей. Она представляет собой механизм, который с помощью норм, ценностей, обычаев упорядочивает, направляет, ориентирует действия и социальные поступки человека. Одним словом ценности обеспечивают интеграцию человека в общество.

 

Именно национальное искусство призвано формировать в человеке особое национально-ценностное сознание, а национально-ориентированное ценностное сознание становится личностным свойством человека, в котором и отражены социальные требования к поведению личности. В частности Ф.С. Файзуллин отмечают, что: «…формирование ценностного мировоззрения (знания, взгляды, убеждения) на основе национальных ценностей влечет за собой духовное обогащение личности, а это позволяет выработать верные целевые установки и основы ценностного мировосприятия человека, которые в свою очередь способствуют формированию национально и социально-ценностной мотивации его деятельности».

 

Личность - это не только объект и субъект социальных отношений и социальный продукт общества, как отмечается во многих словарях и справочниках по социально-гуманитарным наукам, но и прежде всего носитель высоких духовных ценностей данного общества и своего народа. Ее всегда следовало рассматривать как типичного носителя культурных норм, ценностных ориентаций, традиций определенной этнической общности. Следует отметить, что пребывание человека в этнокультурной системе развивает в нем определенные ценностные качества, которые в дальнейшем способствуют формированию его социальных действий и поступков в обществе. «Развитость ценностных ориентаций личности в сфере национальных отношений – это развитость этничности человека, показатель его приобщенности к национальным и межнациональным, общечеловеческим ценностям», - подчеркивает Р.М. Тухватуллин.

 

В целом национальная культура и искусство обогащают и формируют общечеловеческую культуру, поэтому в интересах нашего государства и общества – всесторонне содействие возрождению и развитию национальных культур. Т.П. Григорьева справедливо отмечает: «...Народы обязаны беречь свое национальное достоинство, ибо только в этом они могут внести в общую сокровищницу народов что-то свое, неповторимое, без чего невозможно мировое единство... Тот, кто забывает об этом, не только ущемляет национальные чувства другого народа, но и наносит ущерб самому себе, ибо отказывается от того, что принадлежит всем». С позицией Т.П. Григорьевой перекликаются слова Р.В. Вильямса, который писал: «Наилучшим образом служит человечеству тот, кто, будучи связан корнями со своим народом, развивает его духовные и нравственные ценности до такой высокой степени, что оказывается способным обогатить все человечество».

 

Содержание национального искусства для любого человека определяется тем, какие ценности оно вырабатывает в виде социальных ориентиров, моральных норм и идеалов. В современных условиях стимулирование интереса общества к национальному искусству особенно актуально, и оно должно стать приоритетом социально-культурной политики государства. Национальное искусство как социальный институт призвано создавать условия для развития неповторимых индивидуальных качеств личности, благодаря которым человек способен внести свой вклад в общенациональное и мировое культурное развитие.