ПОРХУН Н.А. ТРАДИЦИИ СОХРАНЕНИЯ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА

Народный праздник – часть духовной культуры общества, самая массовая форма народного художественного творчества.

 

Народный праздник – это еще и праздник общения, энергетическая зарядка, направленная на позитивное восприятие происходящего. Это поток эмоций, радостных переживаний, которые еще долгий период будоражат душу, вызывают воспоминания и дарят хорошее настроение.

 

История народного праздника уходит в глубь веков. Его рождению способствуют такие традиционные формы, как ритуалы, обрядовые игры, игрища и хороводы. Для древнего человека праздник представлял собой «живой организм», который одухотворяли и персонифицировали: встречали и провожали, уничтожали и воскрешали, восхваляли и осмеивали.

 

Праздник отмечает любой переломный момент в природе и жизни человека (коллектива). Его цель направлена на выполнение определенной системы действий, при помощи которых можно по-особому воздействовать на природу (календарные праздники) и человека (семейно-бытовые праздники). Другими словами, народный праздник имеет магический характер, где все ритуальные и обрядовые действия празднующих направлены на обеспечение обильного урожая, плодовитости земли и скота, здоровья и благополучия людей.

 

Любой народный праздник имеет свое сакральное (священное) время и пространство. Календарные праздники определяются временем аграрного (земледельческого) календаря и празднуются в условиях открытой местности: на улицах, площадях, возле реки, в поле. Семейно-бытовые праздники регламентируются событиями, произошедшими в отдельной семье или в коллективе сородичей (рождение, свадьба, смерть), проходят в доме, церкви (мечети), и нередко выходят за рамки одной семьи. Например, в старину деревенские свадьбы отмечали всей деревней, расставляли по главной улице столы и гуляли несколько дней, приветствуя рождение новой семьи.

 

Для народного праздника не существует границ. Он объединяет всех желающих присутствовать и принимать участие в общем веселье. Поэтому народный праздник можно считать своеобразным индикатором, по которому определятся социальное состояние общества, его духовное и культурное развитие. В связи с этим, проблемы изучения и сохранения традиций и обычаев разных народов и их включение в современную культурно-досуговую деятельность республики Башкортостан остаются наиболее актуальными на всех уровнях власти.

 

Однако проблемы в этой области являются достаточно острыми и требуют к себе пристального внимания. Документально, на бумаге, все вроде бы хорошо, а на деле, приходится признать тот факт, что традиционная праздничная культура в республике практически останавливается в своем развитии.

 

Жители региона скудно и однообразно проводят свободное время. Мало праздников, куда можно пойти и молодому, и пожилому, и семейной паре с детьми. А то, что организаторы досуга пытаются «возродить и сохранить для подрастающего поколения», часто оказывается пародией, которая вызывает чувство жалости и неловкости, а самое главное не выполняет свою воспитательную и духовно-нравственную роль, искажает смысл национальных традиций предков.

 

За организованность, штампы, безликость народного праздника в условиях современного досуга, скудность информации, которая могла бы «оживить» праздничное зрелище, недостаточное владение методикой подготовки праздника – вот неполный перечень проблем, мешающих представить этот культурно-исторический феномен во всей его красоте и богатстве.

 

Конечно, в условиях постиндустриального общества изучать, сохранять и распространять архаическую (древнюю) праздничную культуру и внедрять ее в жизнь современного региона достаточно сложно. Да и как воспроизводить на сцене истинно народные произведения, которые звучат органично только в привычных для них условиях – в быту, в природе, где нет ничего специального, выдуманного?

 

Проблема есть, и она активно обсуждается и в научных кругах и в средствах массовой информации. В последнее время ученые все больше склоняются к тому, что стремление сохранить, а тем более восстановить, развить культуру прошлого, оказывается проблематичным по существу. Тем более, это относиться к практически невыполнимой задаче, направленной на включение аутентичной культуры в современную социальную среду далекую от старинных верований предков, туда, где уже функционируют новые формы культурно-досуговой деятельности (дискотеки, ночные клубы, Интернет клубы, игровые салоны, спортивно-оздоровительные комплексы, обустроенные по европейским образцам). Оппоненты пытаются экспериментировать, предлагая вернуться к истокам народной культуры, актуализировать роль образов прошлого, включив в нашу современную действительность.

 

Задача данной статьи заключается не в обсуждении проблемы «надо или не надо» делать попытки для того, чтобы сохранять, возрождать и транслировать наследие прошлого, внедрять традиционную культуру в современный досуг – уже всем давно стало ясно, что ответ однозначно положительный. Она больше касается современного состояния народных праздников, которые ежегодно и повсеместно проходят в городах и районах республики и, по мнению автора, не позиционируют народный праздник как самобытное народное творчество, национальное достояние этноса, а в большей степени демонстрируют несостоятельность, а иногда и ущербность подходов специалистов к организации обычаев и обрядов той или иной нации.

 

Что же мешает нам сегодня в век высоких технологий насладиться яркими красками, зажигательными плясками и хороводами, искусством народных певцов и музыкантов, заразительным весельем и душевностью праздника, великолепием атрибутики и символики, восхититься эстетикой праздничного действа?

 

Прежде всего, в деятельности культурно-досуговых учреждений можно отметить недостаточную компетентность практиков, которая заключается, прежде всего, в том, что организаторы досуга не склонны развиваться, накапливать новую информацию, вести постоянный диалог с населением (старожилами, носителями местных традиций), искать новые, неожиданные приемы, необходимые для рождения совершенно иного подхода к подготовке и проведению народного праздника. Кроме того, повсеместно наблюдается безответственное отношение к использованию в праздниках и обрядах первоисточников. Часто в досуговых программах используются далеко не оригинальные фольклорные и художественные тексты, а готовые, порой примитивные, заготовки – бесспорно легче и быстрее воспользоваться уже не раз опробованным материалом коллег или публикациями сценариев из журналов, чем находить, изучать, учиться понимать смысл старинных, а потому сложных для восприятия, обрядовых игр, заговоров, магических действий. Только какое значение играет такой «продукт» в популяризации народного праздника, если результатом становится оторванность обычаев и обрядов от локальных (местных) традиций, что в конечном итоге, приводит к искажению истории и культуры этнических групп многонациональной республики? Более того, отсутствие активной гражданской позиции, инициативы и творческого подхода к своему делу рождает у практиков, организаторов досуга неправильное понимание сущности стоящей перед ними проблемы.

 

Организация всеобщих народных празднеств с использованием национальных традиций в наши дни – это практически единственный выход из того бездуховного потребительского состояния, «национального кризиса», в котором находится наше общество. И цель проведения истинно народных праздников широко, разгульно, хлебосольно направлена на то, чтобы реанимировать, возродить для подрастающего поколения некий «культурный образец», который может стать национальной идеей, объединяющей наши народы, поможет правильно подать информацию и рассказать о том далеком и таинственном времени так, чтобы дети и молодежь увидели своих предков созидателями, культурой которых можно гордиться. А главная задача специалистов-практиков заключается в том, чтобы возродить традицию соборности и единения, чтобы и стар и млад, ждали прихода праздника, готовились к нему заранее, имели острое желание непременно стать его участником. Именно при бережном и уважительном отношении к традициям предков (а значит и к самому себе), мы имеем все шансы воспитать патриотов, гуманистов, просветителей, духовно и нравственно богатых людей.

 

Для реализации вышесказанного в республике Башкортостан, с ее мощным социально-культурным потенциалом, созданы все условия. Принимаются и обновляются законодательные акты, долгосрочные государственные программы, позволяющие удовлетворять этнокультурные потребности народов региона, тем самым, обеспечивая сохранение традиций, фольклора, народных праздников и обрядов. Действуют 14 историко-культурных центров, деятельность которых направлена на выполнение важной государственной задачи возрождения, сохранения, развития национальных культур и рационального использования духовных и материальных ценностей этнических групп, проживающих на территории республики. Почти в каждом районном центре и повсеместно в городах функционируют Центры национальных культур, на базе которых создаются фольклорные коллективы, занимающиеся обрядами и сценической деятельностью. Ежегодно проводятся всероссийские научно-практические конференции, где рассматриваются вопросы сохранения и развития нематериального культурного наследия народов в современных условиях. Совместно с национальными общественными организациями в республике проводятся праздники, фестивали, конкурсы национальных культур, позиционируется опыт народных мастеров, возрождающих старинные приемы изготовления изделий народного творчества. Но насколько ощутимые результаты приносит данная деятельность?

 

Обратимся к состоянию праздничной культуры региона.

 

Башкортостан уникален тем, что представляет собой многонациональную и многоконфессиональную республику. В его состав входит «титульное» население и народы, переселившиеся на башкирские земли после вхождения Башкирии в состав Российского государства.

 

Традиционная культура многочисленных народов региона – тюрков, славян, финно-угров, – с одной стороны, разительно отличается своей самобытностью, с другой стороны, представляет единый комплекс ритуалов, обычаев, обрядов, рожденных на основе межкультурных взаимосвязей этносов. Данный культурно-исторический процесс имеет свои древние корни. Культ природы и растительности – многовековая действительность всех народов Башкортостана. Прошлое этносов связано с язычеством. Прежде всего, это просматривается в зимних календарных праздниках с обрядовыми гаданиями, песнями-пожеланиями, ряжеными (у русских, украинцев, белорусов – это святки, у башкир, татар, чувашей – нардуган, у марийцев – шорыкйол, у мордвы – нардава). Языческий культ ярко выражен в весеннем языческом празднике Масленица, проходившем в прошлом в день весеннего равноденствия и ставшем сегодня любимым праздником всех народов Башкортостана (у башкир, татар – проводы зимы, у чувашей – саварни, у марийцев – уйарня). Главные обычаи и обряды праздника живут и поныне: ритуальный акт сожжения соломенного чучела, катание на ледяных горах, соревнования по поднятию тяжестей, перетягивание каната, народные игры и забавы, символизирующие борьбу Зимы с Весною и победу тепла. Знаком всем народам региона Праздник березки (у крещеных татар – япрак-байрам, у чувашей – семек, у марийцев – семык пайрам, у мордвы – кель келеда), который совпадает со временем окончания посевных работ и началом общенационального праздника Сабантуй. Аналоги праздника в прошлом были и у других народов, в наше время они вновь возрождаются: у чувашей – акатуй, у марийцев – агапайрем, у мордвы и удмуртов – обряды моления плуга, начала и окончания сева.

 

Такова современная картина мира, где в единстве сосуществуют различные формы архаичной культуры, массовой субкультуры и национальные традиции многочисленных этносов, проживающих на территории Башкортостана.

 

Так какие же механизмы необходимо задействовать, чтобы объединить наши народы не только единой территорией, но и едиными праздниками? Да так, чтобы праздновать не локально, у себя, в отдельной деревне или городе и «кто во что горазд» (насколько позволит скудная бюджетная смета), а всем миром, всей Республикой.

 

Рассмотрим один из вариантов решения проблемы по сохранению и возрождению традиционной культуры, который возможно окажется действенным для определенной категории специалистов.

 

Первое наше предложение касается условий и среды существования народного праздника («сакрального пространства», о котором говорилось в начале статьи). В научной литературе существует вполне обоснованное мнение о том, что вторую жизнь традиционной народной культуре подарила городская среда, которая стала продолжателем крестьянского искусства. Так может быть в условиях нашего региона, где большую часть территории республики занимают аграрные районы, вернуть традиции народного праздника, начиная со знакомой для него среды, и начать возрождение и реконструкцию утраченных традиций с сельской местности?

 

Второе предложение носит методический характер и содержит практические рекомендации по организации народного праздника, которые сначала необходимо изучить и освоить локально, а затем объединиться с ближайшими соседями и попробовать провести совместный народный общенациональный праздник, включая в его подготовку всех жителей без исключения. Мы уверены, что многим будет что показать, чем поделиться.

 

Вот некоторые предложения:

 

1. Учиться у наших предков.

 

2.Получать информацию о традициях от первоисточника (старожилов, местных жителей, знающих традиции своего района), именно наши бабушки могут дать ценные сведения о конкретном празднике, каким он был раньше. Если думаете, что будет неинтересно – проверьте – и поймете, что ошиблись. Более того, такое живое общение станет для вас своеобразной PR компанией и рекламой праздника.

 

3.Всех празднующих должно объединять знаковое событие, в честь которого празднуют. Это событие должно быть обязательно важным и значимым для каждого, иначе люди придут на праздник как потребители.

 

4.Фундаментом праздника являются обряды. У каждого праздника – свои обряды. Именно обряды сохраняют и возрождают традицию. Нет обряда – нет и праздника.

 

5.Каждому конкретному празднику соответствуют только ему присущие песни, пляски, хороводы, обрядовая пища, заговоры – причем в каждой местности свои.

 

6.Ни в коем случае не используйте современный репертуар, он совершенно не подходит для такого события. Приложите усилия и сами поработайте с фольклорными произведениями (играми, песнями, приговорами), поймите их сущность.

 

7.Искусственность – основная угроза для праздника. Ничего не надо надумывать, материал должен быть доступным и понятным.

 

8.Фольклорный материал зачастую не понятен современному человеку, поэтому нужна подготовка, расшифровка, объяснение смысла тех действий, которые должны выполняться, а этими знаниями порой не владеют и сами организаторы досуга. Для того чтобы праздник и люди, для которых он делается, находились «на одной волне» необходимо систематически организовать фольклорные программы ознакомительного и просветительского характера.

 

9.Не отказывайтесь от достижений науки и техники, используйте в своей деятельности современные технические средства, Интернет-ресурсы, аудио- и видео аппаратуру, фонограммы с записями фольклорных произведений, стилизованные костюмы, проводите презентации, рекламную компанию – все то, что поможет сделать народный праздник понятнее и ближе современному человеку.

 

10.Научитесь делать праздник «не напоказ», для чиновников разного ранга, а для себя и конкретных людей, живущих рядом с вами.

 

11.Главные критерии народного праздника – свобода творческого самовыражения, индивидуальное начало и коллективная импровизация.

 

Подведем итоги. Народный праздник – это уникальное явление народного художественного творчества. Он способен жить в современной социальной среде. В республике для регионального и локального функционирования традиционной культуры создаются все условия. Однако необходимо пересмотреть эффективность проводимой деятельности, сделать ее более действенной. Кроме того, для сохранения праздничной культуры региона необходимо по-новому взглянуть на природу традиционной культуры вообще и народного праздника в частности, перевернуть представление о нем во всей системе социокультурной сферы, начиная с учреждений, координирующих деятельность клубов и методических служб до образовательной системы подготовки и переподготовки кадров, специалистов в области культуры. Пусть не сегодня, но мы очень надеемся, что в ближайшее десятилетие традиционный народный праздник перестанет быть приложением к дате праздничного календаря, и на него придут наши дети не из желания бесплатно покушать и получить подарок за участие в конкурсе или соревновании, а для того, чтобы пережить наслаждение от единения с другими людьми самых разных национальностей и вероисповеданий, включится в общий хоровод веселья и радости, обогатить себя духовно и, наконец, «прочувствовать» праздник не как пережиток прошлого, а как часть себя самого. Ведь если у народов республики есть богатое прошлое, значит, есть настоящее и будущее.