КУЧУКОВ Р.Р. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ - Республиканский центр народного творчества РБ
КУЧУКОВ Р.Р. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

Струве Петр Бернгардович - российский политический деятель, философ, экономист, историк, публицист в своей статье под названием «Исторический смысл русской революции и национальные задачи» указывал, что «в основе нации всегда лежит культурная общность в прошлом, настоящем и будущем, общее культурное наследие, общая культурная работа, общие культурные чаяния».

 

Говоря о современном облике города Уфы, заслуженный художник Республики Башкортостан В. Ханнанов, акцентирует внимание на национальном колорите. Он отмечает, что «национальный колорит – это вовсе не значит, что ты с бабушкиного ковра срисовал орнамент и перенес его на живописное полотно или на архитектурное строение. Это вовсе еще не является национальным искусством. Бабушкино наследие мы обязаны переосмыслить на современном уровне. И тогда наша национальная культура будет известна всему миру» .

 

Культурное наследие, часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого имени. Сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а прошлая часто попадает лишь в число музейных экспонатов. Если же к предметам одежды, бывшим в моде у дедушек и бабушек, возвращаются внуки, эти предметы становятся частью культурного наследия. Оно часто идеализируется, пользуется авторитетом и окружено ореолом. Положительные стороны преувеличиваются, а негативные преуменьшаются. В конечном итоге культурное наследие становится фактором сплочения нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности.

 

Изучение культурного пространства во взаимодействии с нематериальным культурным наследием является важным научным направлением в гуманитарной науке. В работах современных исследователей термин «культурное пространство» встречается в разных интерпретациях. Проблемы определения сущности, многомерности, динамики культурного пространства - эти вопросы рассматриваются в работах таких ученых культурологов, как М.С. Каган, А.С. Кармин, А.Н. Быстрова, В.П. Большаков, С.Н. Иконникова и др. Культура формирует и созидает единое пространство человека. С культурологической точки зрения культурное пространство предоставляет каждому человеку разнообразные возможности для ориентации и реализации в нем.

 

По мнению М.С. Кагана культурное пространство включает в себя много аспектов: это и природные условия в их первозданном виде («дикая природа»), и природа, преобразованная согласно нуждам человека (искусственные насаждения, изменение рельефа, дороги, заповедники и заказники, одомашненные животные и культурные растения), и мир артефактов, и сфера социальных отношений, интегрирующая предыдущие аспекты в единый уклад жизнедеятельности локальной местности .

 

Под пространством культуры или культурным пространством А.С. Кармин понимает, не обычное физическое пространство, которое измеряется кубометрами, аршинами, световыми годами. Культурное пространство — это пространство, образованное множеством феноменов культуры, переплетающихся и взаимодействующих друг с другом. Подобно физическому пространству Вселенной, в котором существует множество разнообразных объектов, в том числе и целых космических миров, культурное пространство также является вместилищем множества объектов. К ним относятся и отдельные феномены культуры, и их различные комплексы и группировки, и, наконец, целые культурные миры — национальные культуры, наднациональные культурные общности, цивилизации .

 

О структурированности культурного пространства пишет в своем исследовании А.Н. Быстрова. С ее точки зрения А.Н. Быстровой, в структуре культурного пространства можно выделить следующие составляющие: пространство реального мира (географическое, физическое); пространство социума; информационно-знаковое и интеллектуальное пространство. Культурное пространство природы складывается в процессе его освоения живущим в нем этносом. От географической среды зависят те виды деятельности, которыми станет заниматься этнос, орудия труда, обусловленные как видом деятельности, так и наличием необходимых материалов, картина мира, складывающаяся в местах его дислокации, связанные с нею обычаи, традиции, ценности, идеалы и пр..

 

Особенностью культурологического подхода В.П. Большакова является то, что культурное пространство включает ареал распространения национально-этнических языков, традиционные формы бытового и хозяйственного уклада. В нем сохраняются рецепты народной кухни, приемы воспитания детей, архитектурные и художественные памятники, региональные центры народного и профессионального искусства, религиозные конфессии, природные заповедники и исторические ландшафты, города-музеи и университетские комплексы науки и образования, места памятных исторических событий .

 

Особое место в культурологическом осмыслении пространства занимают исследования и выводы С.Н. Иконниковой. Она считает, что культурное пространство является жизненной и социокультурной сферой общества, «вместилищем» и внутренним объемом культурных процессов. Оно имеет определенную территориальную протяженность и включает ареалы распространения национально-этнических языков общения и духовных ценностей, традиционных форм бытового уклада и образа жизни, семиотику и семантику архитектурных и религиозных памятников.… В нем очерчены контуры столицы и периферии, городов-музеев и университетских комплексов, памятных мест исторических событий. Культурное пространство многомерно и тесно взаимодействует с географическим, экономическим, этническим и политическим, но имеет особую конфигурацию, не совпадающую с формальными делениями. Границы культурных ареалов не всегда четко обозначены, они размыты, могут взаимно накладываться друг на друга. Также С.Н. Иконникова считает, что проблема культурного пространства имеет региональный аспект.

 

Культурное наследие народов России исключительно богато. Это нематериальные, материальные и духовные ценности, памятники и историко-культурные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию. Утрата какой-либо части культурного наследия часто бывает невосполнимой.