ДАВЛЕТШИНА З.М. ПОСЛАННИК ВЕКОВ - Республиканский центр народного творчества РБ
ДАВЛЕТШИНА З.М. ПОСЛАННИК ВЕКОВ

В последние годы в Республике Башкортостан проводится большая работа по возрождению и пропаганде старинных народных ремесел по изготовлению бытовых и обрядовых изделий. В хозяйстве башкир испокон веков ведущее место принадлежало войлоку, который широко использовался в быту, применялся во многих традиционных обрядах, в т.ч. семейно-бытовых, свадебных и религиозных. До недавнего времени в быту башкир значительное место занимали женские домашние производства, связанные с переработкой шерсти и изготовлением войлока. Изготовление войлочного ковра – древний и очень трудоемкий способ обработки шерсти. Только шерстяные волокна обладают таким ценным свойством, как валкоспособность, которое дает возможность изготавливать разнообразные валяльно-войлочные изделия. Как и у других скотоводческих народов Евразии, у башкир сохранилось почтительное отношение к этому универсальному изделию, служившему атрибутом традиционных семейно-бытовых обрядов и ритуалов. В то же время это экологически чистый, безвредный для окружающей природы материал. Обработкой шерсти занимались не только кочевые, но и оседлые башкиры, в хозяйстве которых большую роль играло овцеводство. Древние навыки выработки войлока вручную до сих пор еще сохранились в южных башкирских аулах.

 

Наиболее раннее описание процесса изготовления войлока у башкир содержится в работе И.Г. Георги и относится к XVIII в. [5, с. 102]. В литературе XIX в. об этом традиционном занятии башкир-скотоводов имеются лишь краткие сведения в путевых очерках путешественников-ученых. В частности, П.И. Небольсин описывает длинные полости войлока белого или серого цвета, которыми покрывали остов решетчатых юрт на кочевках степных башкир [10, с. 249]. В публикациях В.М. Черемшанского и Н. Казанцева среди традиционных ремесел упоминается «валяние войлоков» и дается описание «узорчатых войлоков собственного изготовления» [14, с. 152; 8, с. 31-32].

 

В XX в. эти сведения пополнились наблюдениями и заметками таких известных отечественных этнографов, как С.И. Руденко [12] и Н.В. Бикбулатов [1; 2], а также членов этнографических экспедиций, организованных Институтом истории, языка и литературы УНЦ РАН. В 2006 г. появилась работа С.Н. Шитовой «Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки)», в которой автор, опираясь на многолетние полевые исследования, музейные экспонаты и литературные источники, впервые рассмотрела полный процесс изготовления войлока и кошмоделие у башкир [15].

 

Войлок является одним из древнейших материалов, замечательных и уникальных изобретений человечества. Искусство кошмоделия, веками накопленный опыт изготовления войлока и его декорирования – одна из наиболее ярких и самобытных страниц культуры башкирского народа. Археологический материал доказывает, что на территории современного Башкортостана войлок мог появиться уже во II – начале I тыс. до н.э. [7, с. 123]. В древности процесс обработки шерсти был известен скотоводам Центральной Азии и евразийских степей [13, с. 13; 12, с. 289; 15]. Синонимы слова войлок (фильц и фетр) встречаются и у европейских народов. О популярности войлока у кочевых и скотоводческих народов свидетельствует бытование широкого круга предметов, выполненных из этого материала.

 

В обрядовой практике башкирского народа большую роль выполнял белый войлок, символ чистоты, тепла и благосостояния, оберег. Такие действия, как «посадить на белый войлок», «накрыть белым войлоком» и другие, связанные с белыми кошмами и чепраками, символизировали благополучие, почет и уважение, удачную дорогу, а для семьи – продолжение рода [11].

 

Широко использовали войлок при изготовлении одежды, головных уборов, обуви, переметных сумок. Войлоком покрывали полы, стены и купол переносных башкирских жилищ, использовали в качестве постели. У башкир распространенным фольклорным образом была белая юрта (аҡ тирмә), которая олицетворяла собой красоту и удачу, свидетельствовала о высоком социальном положении хозяев. Из тонкого белого войлока выполнялись большие гостевые “двенадцатикрылые” юрты. Удобная сферическая форма башкирской тирмә органично входила в ландшафт, сливаясь с горными хребтами и степными просторами Южного Урала. Традиционная юрта, одаривая башкир теплом в холодное время года и прохладой в летний зной, создавала атмосферу особого неповторимого уюта, душевного покоя, праздничного настроения, гармонии с окружающим миром. У оседлых башкир кошмы использовались в украшении интерьера дома.

 

Из войлока изготавливали обрядовые изделия: молитвенные коврики, узорчатые кошмы, чепраки и чехлы, которые являлись неотъемлемой частью приданого невесты. Узорными войлоками накрывали сундук с вещами невесты и телегу, на которой везли ее в дом мужа. Невесту перевозили верхом на нарядно убранной лошади, под седло которой стелили свадебный чепрак на войлочной основе (серге, сергетыш), а через седло перебрасывали коврик (ҡыҙыл түшәк). Нарядным войлочным подседельником украшали коня, которым по обычаю одаривал жениха отец невесты. До наших дней сохранился древний обычай стелить белый войлок под ноги невесты в момент прибытия ее в дом жениха (Аҡ кейеҙгә баҫтырыу). По прибытию невесты свекровь приглашала ее пройти в комнату и сесть на нары, застеленные (белым) войлоком. Считалось, что сидение невесты на войлоке приводит к достижению благополучия и продолжению рода. В обряде Аҡ тәмләтеү - отведать белых яств - молодоженов (почетных гостей) угощали священным напитком - кумысом.

 

На белый войлок укладывали новорожденного ребенка, белую кошму набрасывали на джиинах и сабантуях на коней батыров-победителей. В виде покрывала войлок использовали в погребальных обрядах [6]. Большие толстые кошмы использовали в качестве своеобразного парома при переправе через водоемы во время перекочевок. Из войлока изготавливали конскую упряжь. Конные номады евразийских степей носили легкие войлочные доспехи, не уступавшие по прочности западным кольчугам.

 

В начале прошлого века в технике кошмоваляния изготовляли молитвенные коврики (намазлыҡ). С уникальным образцом такого намазлыка в середине прошлого века исследователи ознакомились в Ишимбайском районе РБ. Это изделие поразило своей простотой и скупостью художественного решения. Крупно и выразительно темной некрашеной шерстью, одним контуром было введено во все пространство белой кошмы изображение михраба в виде арки. Суровость, лаконичность образной характеристики культового предмета несет в себе черты архаической культуры башкир [17, с. 47].

 

С давних пор использовались и целебные свойства шерсти. Положительные результаты воздействия войлока на биоактивные точки могут сравниться с сеансами иглотерапии и акупунктуры. Ланолин (шерстяной воск) обладает лечебными свойствами. Натуральная шерсть благотворно воздействует на организм при остеохондрозах, радикулите, артрите, ревматизме, болезнях суставов, заболеваниях аллергического характера и заболеваниях, связанных с нервной системой. Шерстяные волокна, стимулируя кровообращение и создавая электростатическое поле, положительно влияют на здоровье и настроение. В традиционной народной медицине войлок использовали в лечении бесплодия у женщин, при головных болях. Опаленным войлоком лечили порезы ран, войлок использовали при лечении различных кожных заболеваний, раковых опухолей. Знатоком целебных свойств войлока, активным его пользователем был Ишмурза Хаернурович Хидиятов, заслуженный врач РБ, кавалер ордена “Знак Почета”, один из основателей хосписа (лечение онкологических заболеваний), проживавший в с. Аскарово Абзелиловского района РБ [16, с. 1, 6-7].

 

Популярность войлока не только в изобилии необходимого сырья, но и в том, что только изделия из мягких материалов были наиболее легкими, удобными для ношения при себе и переноски, надежными и прочными в условиях не только оседлой, но и кочевой жизни. Форма и покрой этих вещей изменялись относительно медленно, в то время как их украшение и отделка не были чем-то неизменным, наоборот, по мере развития общества менялись и они. Несмотря на это башкирские изделия обладали общностью черт, придававших этим предметам национальное своеобразие, составляли национальный художественный стиль со всеми присущими ему особенностями.

 

Старинные войлоки были естественных цветов: черные, серые, коричневые или белые. Иногда их орнаментировали: на черном фоне красовались белые роговидные узоры (ҡусҡар), или наоборот, на белом – черные. Встречались и более нарядные войлоки, которые изготовляли с использованием цветной крашеной шерсти. На праздничном войлочном полотне или на его покрышках из тканей, изготовленных методом аппликации, мозаики, вышивки, размещали солярные знаки, ромбы, его варианты, рогообразные элементы, памятные даты, имена, названия населенных пунктов. Дополнительно такие изделия украшались красивыми кистями. Эти же мотивы представлены в предметах, оформленных тамбурной вышивкой по войлоку, по сукну, бархату и получивших название «кускарной» (от слова «кускар» - «улитка» или «рога барана» - основной спиралевидный мотив башкирской вышивки), восходящий к скифо-сибирскому типу орнамента. Среди таких предметов, войлочная и суконная обувь (сарыҡ). Расположенные на пятке роскошные, цветущие узоры исходят из вышеназванных мотивов. Они родственны орнаменту казахов, киргизов, имеют общие корни со «звериным стилем» в искусстве алтайских скифов из Пазырыкских курганов и золотыми предметами из царских курганов (V-VI вв. до н.э.) на юге Башкирии.

 

Обрядовые изделия орнаментировались в соответствии с культурными традициями того или иного рода, семьи. Происхождение орнамента и его семантическое значение связано с религиозным мировоззрением людей, стремящихся в украшении жилища, одежды и предметов быта умилостивить злых духов, уберечься от сглаза или придать себе силу. На каждую вещь наносились родоплеменные знаки (тамги), что свидетельствовало о преемственности, наследствености материальных и духовных ценностей в доме [17]. Для декоративного оформления башкирского войлока характерны геометрические элементы, криволинейные узоры в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур. Центральное место в космогонических представлениях башкир занимало солнце, которое часто встречается в традиционных жанрах фольклора и рисуется как одухотворенное существо [3, с. 163]. Солярный знак является одним из наиболее распространенных элементов башкирского орнамента. Символом солнца, плодородия, молнии является элемент свастики. Как орнаментальный мотив он встречается в народном искусстве многих древних культур. Он использовался в качестве оберега, хранителя от злых сил, служил символом солнца, жизни и добра. Замечательный образец войлока со свастикой в виде фрагмента большого войлочного полотна чудом уцелел в Аскаровском краеведческом музее Абзелиловского района Башкортостана. Крупный, даже монументальный, как бы вращающийся солярный знак (свастика), помещенный в центре кошмы, местные жители считают своим родовым знаком – тамгой племени Тамьян. Кускарный орнамент свидетельствовал о любви башкира-степняка к бескрайней плодородной степи. Кускар ассоциировался с бараньими рогами и пышным разнотравьем. А элемент в виде сердечка обозначал такое качество башкир, как гостеприимство, радушие.

 

В открытом, безбрежном пространстве степи юрта для кочевника – центр мироздания, универсальное пространство, согласно древней философии, объединяющее три главных понятия в жизни человека: душу, землю, небо. Традиционная юрта создавала атмосферу особого неповторимого уюта, душевного покоя, гармонии с окружающим миром. В условиях кочевого быта у башкир возникло особое отношение к окружающим предметам. Умение минимальным количеством вещей максимально обеспечивать быт в условиях частых кочевок придавало каждой вещи особую материальную и художественную ценность, нередко освященную магико-религиозными представлениями.

 

Значение прикладного искусства не исчерпывается только эстетической ценностью предметов, желанием их украсить. Оно значительно глубже и шире, и важную роль здесь играет духовное начало. Согласно традиции, изделия орнаментируются символическими узорами с пожеланием счастья, добра, благополучия другому человеку или другой семье.

 

В процессе раскатывания войлока контуры орнамента приобретают вид «размытых» линий, что создает своеобразный таинственный эффект: словно «дышит» сам войлок. От знаков, изображенных на нем, веет какой-то архаикой, древностью.

 

Со времен язычества люди, проявляя заботу о благополучии и безопасности своего жилища и домочадцев, использовали самые различные обережные средства, систему обрядовых действий и каждое новое дело начинали с обращения к богу, с благопожеланий. Главным занятием у древних башкир было отгонно-пастбищное скотоводство. С наступлением весны башкиры праздновали сабантуй - один из древнейших земледельческих праздников-обрядов, устраиваемых ежегодно, смысл которых заключается в задабривании многочисленных богов и духов природы, от милости которых зависела полноценная, гарантированная жизнь башкирского народа. Древние башкиры, искренне выражая радость единения с окружающей природой, верили, что безудержным весельем, озорными плясками, различными шумными соревнованиями во время праздника «встряхивают» еще не проснувшуюся от зимней спячки природу, пробуждают и дают толчок ее дремлющим силам [18, с. 45-53].

 

Проведя сабантуй и получив благословение от богов, башкиры отправлялись на летовки. Лето было ответственным периодом, от которого зависело будущее. Необходимо было не только откормить скот, приготовить продукты на зиму, но и заготовить ковры, кошмы и войлочные покрытия для юрты.

Для изготовления войлока, предназначенного для покрытия юрт и используемого в качестве постилочного материала, применяли овечью шерсть осенней стрижки, которая легче скатывалась и хорошо уплотнялась. Информанты отмечают, что небольшие кошмы, используемые в быту, и свадебные чепраки изготовляли из однородной мягкой шерсти. В качестве постели использовались специальные мягкие кошмы, для чего шерсть стелили в три слоя: сначала расстилали слой осенней шерсти, затем весенней, потом вновь осенней шерсти [11, 2008].

 

Согласно проведенным исследованиям, можно предположить, что в прошлом для изготовления войлока южные башкиры использовали также и верблюжью шерсть. Подтверждением этого служит информация, полученная в д. Халилово Гайского района Оренбургской области от Х.А. Муталлаповой (1935 г.р.), у которой в доме сохранился войлок серо-коричневого цвета, изготовленный из верблюжьей шерсти. По рассказам информанта, это войлочное изделие было изготовлено специально для нее в начале прошлого столетия в качестве свадебного подарка [11, 2004].

 

Технология изготовления войлока из шерсти у разных народов разная, но суть их в одном: перемешать мелкие волокна шерсти, которые благодаря своему чешуйчатому строению входят в прочные связи друг с другом. Только шерстяные волокна обладают валкоспособностью, дающей возможность получения разнообразных валяльно-войлочных изделий. Изготовление войлока состоит из нескольких последовательных этапов: трепание – разрыхление – очистка от мелких загрязнений и пыли – промывка – окраска – сушка – уплотнение – валяние – отделка. Были известны одинаковые приемы «взбивания» шерсти и «катания» кошем. Одни из них тяготели к традициям коневодов Центральной Азии (работа верхом на лошади), другие (ручное валяние) – вели в оседлый быт овцеводов Средней Азии и Северного Кавказа. С.Н. Шитова отмечает, что башкиры, «зная все способы получения войлоков, предпочитали тот или иной, руководствуясь целесообразностью: количеством шерсти в хозяйстве, назначением и размерами кошмы. Тяжелые войлоки для юрт катали на лошадях, домашние – руками и ногами. Иногда начинали уплотнение с более интенсивной обработки, затем переходили на ручную отделку» [15, с. 23].

 

Повсюду соблюдался коллективный характер труда по выделке кошем с использованием обычая взаимопомощи. На өмә приглашали близких людей, родственников или соседей. Все ходили с удовольствием, так как совместная работа выполнялась быстрее, коллективный труд приносил людям радость. Такие мероприятия завершались совместным угощением, пением песен, исполнением плясок, музыки [9, с. 90]. В июне 2008 г. по приглашению А.М. Усмановой, знатока местных обычаев и обрядов, мы побывали в д. Тушаул (Түш ауылы, Беренсе Мырҙа) Хайбуллинского района, где проводился фольклорный праздник, посвященный изготовлению войлока по старинным башкирским обрядам (боронғо башҡорт йолалары буйынса). На него пришли почти все жители деревни, включая детей и пожилых. Основными участниками этого обряда были опытные мастерицы-ковровщицы, пожилые жительницы деревни: Ишмуллина (Рыскильдина) Фатима Умурзаковна (1921 г.р.), Раимова Марьям Мустафовна (1934 г.р.), Рыскильдина Хамдия Абдульменовна (1948 г.р.). Это не только уважаемые жители и труженицы села, заботливые родители и бабушки, но и замечательные артистки, активистки местного фольклорного ансамбля.

 

Как и в далеком прошлом, у подножия горы, где бьет родник с хрустально чистой водой, раскинулось гостеприимное «йәйләү» башкирских родов тунгаур и бурзян («түңгәүр» и «бөрйән»). В огромных котлах варилась баранина, кипели самовары, украсившие чаепитие, организованное прямо на лужайке. Расторопные хозяйки готовили кушанья для угощения собравшихся на майдане людей. Большие скатерти с угощением и традиционные постилки, гостеприимно раскинувшись, ждали своих гостей на праздничный обед. Небольшой шалаш из веток (ҡыуыш) приглашал желающих отдохнуть в своей прохладе на специально расстеленных для этого красочных кошмах, ковриках и паласах (буй-балаҫ). Здесь же на импровизированном плетне можно было ознакомиться с оригинальными изделиями местных рукодельниц: с вышитыми полотенцами, ткаными и связанными паласами, изделиями, выполненными в лоскутной технике. Хлебом и солью, песнями и плясками встречали гостей и приглашенных одетые в национальную одежду участники фольклорного ансамбля.

 

В связи с трудоемкостью и длительностью процесса по выделке войлока хайбуллинские мастерицы кошмоделия предложили вниманию присутствующих заранее подготовленную основу с наложенным на него орнаментом. Использовали прием создания узора непосредственно на рыхлой шерстяной основе, т.е. вкатывание узора и прессование войлока происходило одновременно.

 

Подготовленная основа из шерсти черного цвета с наложенным орнаментом из белой шерсти, состоящим из надписи “Тушаул, 2008 г.”, была разложена на тряпичном половике и помещена на деревянный помост. Сверху, чтобы шерсть не сдвинулась и не оказалась растрепанной ветром, она была прикрыта тонким покрывалом. Показательное мероприятие открыли четыре пожилые ковровщицы, которые постепенно сменились другими участниками обряда.

 

Для изготовления изделий небольших размеров, а также для изготовления кошем с валяным узором, требующих бережного отношения к предмету, а также для достижения четкости рисунка, ковровщицы использовали ручной способ валяния войлока, который применялся не только у башкир, но и у казахов, туркмен, народов Северного Кавказа. С целью лучшей усадки шерстяной настил по мере необходимости увлажняли с помощью березового веника горячей водой, которую постоянно кипятили в котле. Катали войлок с помощью деревянного круглого шеста (скалки). Шерсть вместе с материалом аккуратно, следя за линией края, наворачивали на скалку и, свернув в рулон, обвязывали и начинали катать. Для этого локтевой частью рук с силой надавливали на рулон, перекатывая его, двигая вперед и назад и следя за тем, чтобы не было перекоса. После этого заготовку развязывали, снова увлажняли, закатывая с другой стороны. Процесс изготовления войлока, протекая непрерывно, занимает обычно не менее трех часов. В нашем показательном мероприятии этот процесс занял около часа времени. На заключительных этапах работы на помощь женщинам пришли и мужчины. Готовую кошму выстирали и повесили сушить на солнце.

 

Этот длительный творческий процесс сопровождался импровизацией: шуточные песни, подбадривающие мастериц, танцы, веселые комментарии. Одну из старинных песен, часто исполняемых в процессе изготовления войлока у башкир, записали и мы:

 

Һеҙҙәкейеҙбаҫалармы? 
Беҙҙәкейеҙ баҫалар. 
Бына шулай йырлап-бейеп
Уйнап күңел асалар.

У вас войлок валяют? 
У нас войлок валяют. 
Вот так с песнями и плясками 
Поднимают настроение.

 

(Перевод автора)

 

По рассказам старожилов, в этих играх происходили и забавные моменты: молодые парни незаметно подсыпали перец под руки тех девушек, которые им нравились. Перец, начинал разъедать руки, заставляя девушек бежать к источнику, чтобы смыть его водой. Все это сопровождалось смехом, общенародным весельем. Во время таких коллективных мероприятий молодежь знакомилась между собой, выбирала себе будущих супругов.

 

Шуточные песни («таҡмаҡтар») исполнялись и во время праздничного обеда:

 

Аръяҡта ла аҡќҡуян, 
Бирьяҡта ла аҡќҡуян. 
Өмәљбулһа, тамаҡќтуя,
Әйҙә менәљшуңа ҡыуан.
На другом берегу белый заяц, 
И на этом берегу белый заяц. 
Если будет коллективная работа,
То будет и угощение, то-то мне будет радость.

 

(Перевод автора, полевой материал автора, 2008 г.).

 

Была предусмотрена и развлекательная программа: концерт художественной самодеятельности, в котором приняли участие прибывшие из с. Акъяр участники художественной самодеятельности районного Дома культуры. Состязание певцов, танцоров и музыкантов привнесло особую эмоциональную волну: веселая музыка, звуки гармони, песни, озорные пляски и частушки, детский смех способствовали созданию атмосферы поистине народного праздника. Несколько позже майдан стал ареной состязаний: бег наперегонки, различного рода шуточные соревнования, например, бег парами в мешках, игра в футбол.

 

Все присутствующие на этом мероприятии были не только свидетелями, но и непосредственными участниками древнего башкирского обычая, посвященного сохранению окружающей природы и созидательному началу в человеке, облагораживающему труду. Все присутствующие получили огромный заряд бодрости и хорошего настроения. Неоценима и воспитательная роль этого древнего обычая, демонстрирующего коллективный труд односельчан, мастерство башкирской женщины, ее трудолюбие и природный талант. Участники фольклорного праздника с большой теплотой рассказывали о том, как совсем недавно здесь же, у подножия этой горы, проводили такие народные праздники и мероприятия, как «Ҡарғатуй», «Һабантуй», «Ҡыҙҙар уйыны».

 

Возрождение башкирского войлока началось усилиями Республиканского центра народного творчества, преподавателей художественно-графического факультета Башкирского государственного педагагического университета, ГТРК «Башкортостан» и администрации Абзелиловского района с проведения в 2003 г. народного праздника «Ступая на белый войлок…» в д. Бурангул Абзелиловского района. С тех пор стало традицией ежегодное проведение республиканской лаборатории по художественному войлоку, в которой активное участие стали принимать художники и мастера из других регионов России, а также гости из других стран, и что особенно важно – студенты и школьники.

 

Каждый желающий имел возможность освоить азы войлочного искусства. Здесь же был создан «Дом войлока» («Кейеҙ баҫыу йорто»). Такие мероприятия стали проводиться и в других районах Башкортостана. В этих семинарах своим богатым опытом делятся известные башкирские мастерицы-ковровщицы: Расиля Валиева, Зульфира Махиянова, Филюра Муратшина, Муслима Мусалимова и др.

 

Уникальная ценность таких показательных семинаров в том, что на них наши современники становятся участниками старинных башкирских обрядов. Они возрождают народное искусство, подлинно народную культуру, вдохновляя не только простых тружениц и рукодельниц, но и профессиональных мастеров и художников на создание новых замечательных произведений.

 

Научный интерес к изделиям из войлока вызван новыми технологиями изготовления, которые позволяют расширить сферу его применения. В этом плане большое значение имеет изучение и исследование технологии войлока, прогнозирование его эргономических свойств с целью проектирования изделий лечебно-профилактического назначения. В Уфимской государственной академии экономики и сервиса разработано устройство для получения валяного трикотажа, путем мокрой валки и усадки полотна в условиях повышенных температур. Применение данного устройства позволяет получить высококачественные войлочные изделия на трикотажной основе. А.А. Бикбулатова, сотрудник академии, разработала метод проектирования и производства защитной и повседневной одежды из войлока, обладающей помимо функций, присущих одежде, еще и функцией профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и внутренних органов брюшной полости [4, с. 78-83].

 

Таким образом, в современном художественном процессе особую функцию продолжает выполнять народное искусство, которое остается одним из главных источников, питательной средой и для профессионального творчества. Через традиционное народное искусство сохраняется связь времен, осуществляется притяжение культурного и духовного пространства.

 

Войлок – удивительно пластичный, универсальный и, несмотря на свое древнее происхождение, современный материал, привлекающий все больше и больше исследователей своей красотой и прочностью, мягкостью и естественностью, многофункциональностью использования в семейно-бытовых обрядах. В современном обществе постепенно возрождаются старинные приемы изготовления изделий из этого уникального материала, имеющего большое будущее. Традиционные способы изготовления войлока гармонично дополняются инновационными приемами, создаваемыми мастерами-новаторами и экспериментальными учреждениями. Навыки обработки шерсти и изготовления войлочных изделий, передаваясь из поколения в поколение, становятся достоянием не только народных, но и профессиональных мастеров и художников, а также широких кругов общественности. Таким образом, происходит возрождение древнего ремесла. Возрождение, сохранение и обогащение народных традиций в области искусства войлока – важное явление современной культурной жизни нашей республики.