ПУРИК Э.Э. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В РАБОТЕ ЦЕНТРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОЙЛОКА БГПУ ИМ.М.АКМУЛЛЫ

Народное творчество таит в себе источник вдохновения для многих современных художников – живописцев, графиков, прикладников. Нередко мы сталкиваемся с попытками возродить традиции народных ремесел, но результат их бывает успешным нечасто. Образы народного искусства – результат художественного освоения мира многими поколениями людей, живших в условиях патриархального уклада в гармонии с природой. Прямое подражание, причем в упрощенной, редуцированной форме, ведет к перерождению образов народного искусства в сувенирное производство, ведь современный человек обладает иным восприятием мира. Подражание народному искусству, прямое заимствование здесь является тупиковым путем развития, результаты таких опытов малоинтересны в художественном отношении. Примеры того, как можно сохранять наследие прошлого, развивая и обогащая его современными художественными средствами, достижениями пластических искусств, единичны и не так часто встречаются в художественной практике.

 

Центр художественного войлока при художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы был создан в 2009 году по инициативе Талгата Масалимова, члена СХ РФ, профессора, декана факультета. Талгат Хасанович – график, и его интерес к этому материалу, имеющему древние традиции, с одной стороны, и к тюркским орнаментам, образам древней мифологии, с другой – дал качественно новые результаты.

 

Поиски нового языка для воплощения постмодернистских идей нередко приводят художника к архаике, к мифу. В обращении к народной мифологии как к точке опоры видится спасение от утраты стилистических ориентиров и пустоты. Эта тенденция прослеживается и в современном искусстве многонационального Башкортостана, где смешение обычаев, традиций, верований оказалось благодатной почвой для возникновения самобытной национальной художественной школы. На территории республики издревле проживали народы, исповедовавшие Ислам и сохранившие тюркские культурные традиции (башкиры, татары). Обращение к тюркской мифологии, художественным традициям, символике лежит в основе своеобразия произведений современных башкирских художников.

 

Среди современных мастеров изобразительного искусства Республики Башкортостан, воплотивших в своем творчестве специфически восточные, тюркские культурные традиции, Талгат Масалимов – живописец и график – является одним из наиболее самобытных. Его творчество отмечено стремлением к непреходящим нравственным истинам, устойчивому миропорядку, с одной стороны, с другой – поиском новых пластических средств. Построение художественного образа на основе заданных норм и правил мастерства – путь, неприемлемый для этого мастера. Его работы, безусловно, созданы на основе знания истории, но не вызывают прямых ассоциаций с какой-либо конкретной эпохой или художественным направлением. Переосмысление увиденного и прочувствованного, опыт созерцания прекрасного перерастает у художника в создание образов, несущих в себе именно восточную поэтику.

 

Мир, увиденный человеком, принадлежащим одновременно и к европейской, и к восточной культуре, предстает перед нами в своем неповторимом облике на работах Талгата, выполненных в технике карандаша, офорта, пастели, темперы. Миф, сотворенный художником, вряд ли является завершением долгих логических построений, художник улавливает его притяжение творческим чутьем, интуицией. Мифу подчиняются движения души художника, пытающегося придать этому потоку соответствующую эстетическую форму, прежде всего символическую, знаковую.

 

Утонченно-математическая точность, свойственная мусульманскому мироощущению, повлияла на эстетическое отношение автора к миру, что обернулось созданием орнаментальных композиций с четким ритмом, простыми, лаконичными элементами, изысканной цветовой гаммой. Ясность, конкретность образа, его рафинированная красота, самоценность линии, пятна, отдельных геометрических форм, солярных и астральных знаков – все это наделяет работы художника специфически «восточным» обаянием. Работы эти требуют не прямого, а ассоциативного восприятия.

 

Все эти черты художественного языка мастера стали той основой, на которой строится его работа со студентами в Центре художественного войлока. Знакомство с работой центра показывает, как можно развить интерес к старинному промыслу, интегрировав его в современную художественную практику.

 

Еще в самом начале двухтысячных в республике зародилась традиция проведения выездных семинаров по войлоку, в работе которых участвуют художники, студенты и народные мастера. В основе их организации лежит идея объединения древнего ремесла и профессионального декоративно-прикладного искусства.

 

Центр задуман как творческая мастерская в рамках проекта по возрождению традиций башкирского народного промысла – войлоковаляния, которому здесь дана новая жизнь. Результатом этого проекта стало создание ряда самобытных художественных изделий на основе изучения принципов народного творчества и актуальных тенденций современного искусства.

 

Поскольку Центр создан при педагогическом университете, перед ним стоят задачи, связанные с развитием творческих способностей студентов. Здесь учатся создавать художественные работы, осваивая способы обработки традиционного материала – шерсти, использования его в изготовлении объемных изделий – игрушек, аксессуаров, деталей ин6терьера; в изготовлении ковров, панно, кошм и т.д. В процессе овладения материалом изучаются старинные технологии, разрабатываются новые технические и технологические приемы валяния, художественной обработки шерсти, сочетания ее с другими материалами.

 

Особое внимание уделяется освоению приемов стилизации, выразительных средств современного искусства (ритм, симметрия, равновесие, статика, динамика, контраст и нюанс, линия, пятно, цвет, объем, фактура) и способам их использования в творческой работе.

 

В изделиях из войлока, выполненных в Центре, используются элементы орнамента, характерного для тюркских народов, их авторы обращаются к архаическим образам и символам, к творческой переработке этнических мотивов.

 

В выставочном зале Центра действует постоянная экспозиция, включающая творческие работы, выполненные на занятиях по художественному войлоку, дипломные работы студентов ХГФ, а также изделия, которые созданы во время проведения Республиканских семинаров по войлоку для профессиональных художников, педагогов и любителей. Экспонаты, представленные здесь, довольно разнообразны: панно, паласы, ковры, светильники, игрушки, одежда. се их можно разделить на несколько групп:

 

сюжетные и декоративные композиции, выполненные из неокрашенной шерсти натуральных цветов; 
орнаментальные и сюжетные композиции, изготовленные из шерсти, окрашенной анилиновыми и натуральными красителями;

 

объемно-пространственные изделия, выполненные из войлока (игрушки, обувь, головные уборы);

 

изделия из войлока, созданные с применением других материалов (текстиль, дерево, стекло, металл).

 

В башкирском народном искусстве войлок украшен довольно скупо, ведь на первый план выдвигалась функциональная сторона, практическое назначение. В работах Центра можно встретить и традиционный, сдержанный подход к украшению изделия (строгий, графичный узор по белому полю), и тот, который идет от гобелена – ковра-картины (многоцветный, яркий, с мягкими тональными переходами).

 

Основная идея творческой мастерской – показать возможности синтеза традиционных и новаторских подходов в образно-пластическом решении изделий из войлока.

 

Члены творческой мастерской изучают старинные приемы работы с шерстью, изобретая новые секреты ремесла и совершенствуя технологию художественной обработки традиционного материала, экспериментируют с цветом, формой, объемом, сочетая материалы, которые не всегда привычно видеть совмещать в одном изделии (войлок и стекло, войлок и металл). Результаты этой работы впечатляют – и по количеству, и по качеству. В Центр приезжают народные мастера из глубинки, художники-прикладники из различных регионов России для изучения опыта, для того, чтобы понять и переосмыслить новые возможности древнего материала.